BTS: ИКОНЫ ПОКОЛЕНИЯ ИЛИ ЖЕНОНЕНАВИСТНИКИ?

Авторка: Chaewon Chung

24 сентября участники южнокорейского бой-бэнда BTS выступили с речью о любви и эмансипации в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Событие ознаменовало запуск “Generation Unlimited” — партнерства между ООН и ЮНИСЕФ, которое направлено на содействие развитию образования и расширению прав и возможностей молодежи.

Выбор BTS, также известных как Bangtan Boys, представляется разумным. Они — известные фигуры, у которых есть поклонники по всему миру, а также недавние обладатели премий “Golden Disk” и “Billboard Music Awards”. Они также служат послами доброй воли ЮНИСЕФ.

Многие южнокорейские феминистки, однако, осудили этот выбор. Для них BTS представляют мизогинную эстраду родной страны. Они утверждают, что BTS, как и многие музыканты-мужчины в Южной Корее, объективируют и унижают женщин в текстах своих песен и комментариях.

“Они долгое время были неоднозначными фигурами, но этот вопрос никогда не привлекал внимание общественности. Я думаю, фанаты по всему миру не знают о том, какого мнения о группе корейские феминистки”, — говорит Ю Хе Сон, 23-х летняя южнокорейская студентка, относящая себя к феминисткам.

BTS, несомненно, стали наиболее известными лицами южнокорейской музыкальной индустрии, более известной как “к-поп”, которая в последние годы достигла небывалого роста. Клип “Gangnam Style” исполнителя PSY, к примеру, был просмотрен более 3 миллиардов раз (примечание: статья написана в январе 2019 года) с момента его выхода в 2012 году. Такие известные группы, как Twice, Black Pink и EXO очень быстро распродают билеты на свои концерты не только в Южной Корее, но и по всему миру.

Все это подразумевает и большой бизнес. В соответствии с докладом 2018 года “2018 Content Industry Forecast report” Корейского агентства по творческому контенту (KCCA), общая стоимость южнокорейского культурного экспорта, включая музыку, игры и фильмы, возросла примерно на 8,8% в 2018 году, составив примерно 7,5 миллиардов долларов дохода. Одна только индустрия южнокорейской музыки сама по себе “выросла” на 7,2% в 2018.

Но эстрада имеет и свою тёмную сторону, это ни много ни мало долгая история эксплуатации музыкантов и женоненавистническая культура. Подписав контракт с крупными агентствами, юные звёзды могут годами работать без передышки в кабальной сделке, которая вынуждает их отказаться от большой части будущих накоплений и личной свободы.

А их изображение несовершеннолетних девочек, выступающих под ярлыком “айдолок”, попало под яростную атаку за поощрение педофилии. Примером служит выступление южнокорейской женской группы Bonusbaby в прошлом году, когда девочки при исполнении песни “If I become an adult” надели розовые слюнявчики. Чон Со Ми из I.O.I., другой известной женской кей-поп группы, рассказала в одном из интервью в 2016, что сценическая одежда, которую носили участницы групп на некоторых из своих выступлений, на самом деле была детской.

Семь участников BTS, в то же время, появились, чтобы показать, что индустрия может развиваться. В отличие от большинства южнокорейских звёзд музыкальной сцены, которые стараются выглядеть и звучать настолько толерантно, насколько это возможно, эти ребята с самого дебюта не уклоняются от поддержки или высказывания по некоторым остросоциальным вопросам, например, таким как прекращение насилия над детьми или продвижение любви к самим себе. Временами даже казалось, что они примкнут к осаждённому со всех сторон в Корее ЛГБТ-сообществу.

Но BTS не лишены противоречий. Девятого ноября 2018 года, появление группы на телеэкранах в Японии было отменено из-за футболки, которую надел Чимин, один из участников группы. Конкретно эта деталь одежды была выпущена в честь освобождения Южной Кореи от Японии и изображала атомную бомбардировку Хиросимы. Это спровоцировало критику не только со стороны Японии, но и от медиа самой Южной Кореи. Так, левая газета “Hankyoreh” заявила: “Суть критики в том, что использование фотографий атомной бомбардировки, которая стала трагедией для человечества, в качестве символа независимости просто неприемлемо”.

И всего два дня спустя благотворительная организация за права евреев — Центр Симона Визенталя — осудила другого члена группы, RM, за фотосессию, во время которой он носил головной убор с изображением нацистской свастики. Аарон Брайтбарт, старший научный сотрудник центра, заявил, что он “хоть и не считает, что RM пытался пропагандировать нацизм”, ему “стоило быть более осторожным”.

Особое беспокойство вызывают высказывания группы, которые, как говорят многие южнокорейские феминистки, отражают традиционные для страны ожидания от женщин. Джей-Хоуп, ещё один участник группы, отвечая на вопрос об идеальной женщине, сказал, что для него это будет кто-то, хороший в naejo, дословно “домашняя поддержка”, что подразумевает выполнение домашней рутинной работы домохозяйкой с целью поддержать карьеру своего мужа.

Вокалист группы, Ви, ответил развлекательному сайту Star News, что идеальной женщиной для него является та, кто будет “разумно расходовать деньги, что я принесу домой”. В одном из треков своего альбома 2013 года “2 Cool 4 Skool”, участники группы обсуждают свои детские мечты, и Чин, старший из них, говорит: “Я мечтал, чтобы, как и мой отец, я уходил на работу в семь утра и приходил в шесть вечера, чтобы съесть ужин, который моя жена приготовила мне”. Затем вступает еще один участник и добавляет, “я думал, [жизнь] будет лучше… в чём же польза хип-хопа?”

Даже на официальном твиттер-аккаунте группа демонстрирует безразличие к женским правам. Один из твитов, опубликованных 3 февраля 2013, гласит: “Женщинам следует легче одеваться [и показывать свою обнажённую кожу] зимой и летом. Вот так нужно делать, чтобы понравиться мужчинам”.

“Может, женщины— манекены или вообще не люди? — ответила одна из пользовательниц к этому посту. — Мы не игрушки для секса и не были рождены, чтобы услаждать ваш взор”.

BTS так и не ответили.

В ответе к комментарию другой пользовательницы Твиттера (@minj0213) представители группы ответили на официальном аккаунте, что она “должна подставить другую щеку”, чтобы они “ударили по ней кулаком”.

Многие фанаты защищали BTS и заявляли, что эта фраза была всего лишь шуткой, но некоторые феминистки считают, что отношение группы к женщинам не должно оставаться без внимания в стране, где домашнее насилие повсеместно. Доклад корейского института криминологии в 2015 году гласит, что 71,7% женщин в Южной Корее испытывали физическое или психологическое насилие от своих партнёров-мужчин хотя бы раз в своей жизни.

Что более важно, слова песен группы, похоже, не только игнорируют гендерное неравенство в южнокорейском обществе, но и, более того, закрепляют и поощряют его. Тексты некоторых песен обвиняют в выражении мизогинии и сексизма.

Joke”, вышедшая в 2015 году, подверглась критике за следующие слова, написанные RM:

“Да, ты лучшая женщина, лучшая вагина [gapjil] / Так хороша в этом, лучшая вагина / Но сейчас, когда я думаю об этом, ты никогда не была лучшей / Я перестану называть тебя лучшей и стану называть гонореей [imjil].” (Корейское слово “вагина”, jil, рифмуется с корейским словом “гонорея”, imjil.) Феминистки интерпретировали эти строки так, что для мужчин Южной Кореи, вроде RM, женская сексуальность является поводом для того, чтобы одновременно и желать, и презирать женщину.

[Примечание редакторки: в некоторых английских переводах этой песни слово gapjil примерно переведено как “быть властной”, и обычно эта фраза используется для демонстрации злоупотребления властью в социальных отношениях.]

7 июля 2016 агентство BTS, Big Hit Entertainment, в обращении принесло извинения “всем и многим фанатам, которые были расстроены текстами песен BTS и их сообщениями в социальных сетях”. Но южнокорейские феминистки, такие как Чан Юн Чжон, выразили сомнения относительно того, понимает ли на самом деле группа и ее агентство точку зрения и критику от женщин, которые сочли тексты песен мизогинными.

Чан, которая также является фанаткой BTS, сказала, что была разочарована, когда BTS выпустили песню “Not Today” всего через несколько месяцев спустя после извинений, в феврале 2017. Песня подверглась критике за фразу “Разбей стеклянный потолок, который держит тебя”, потому что она показалась намеренно добавленной для борьбы с критикой ранней позиции BTS по отношению к женщинам, без конкретизации того, в чем группа была неправа. Она подразумевала, что группа поддерживает женщин и меньшинства, которым несправедливо мешают в достижении заслуженного успеха, даже если ее члены не смогли признать или объяснить прошлую объективацию и очернение женщин с их стороны.

“Если знаменитости действительно хотят говорить об общественных проблемах, они должны активно приводить аргументы [имеющее центральное значение для проблемы]. Однако, BTS пытается привлечь публику абстрактными посланиями, — говорит Ким Сон Хе, приглашенная профессорка философии и проницательная наблюдательница за к-поп в Женском университете Ихва в Сеуле. — Это коммерческая стратегия, но и ожидания общества [по отношению к BTS] слишком высоки”.

Вопрос о том, придерживается ли BTS женоненавистнических взглядов, привел к онлайн-спорам между южнокорейскими феминистками и фанатами BTS, которые называют себя АРМИ (что расшифровывается как “Очаровательный представитель М. С. для молодежи”) и знамениты пылкой защитой группы. В твиттере, немногим позже выступления BTS в ООН, некоторые феминистки указали на ироничность призывов молодежи к любви к себе от BTS, когда сама группа имеет историю сексизма. Те, кто высказались о противоречиях в группе, однако, стали мишенями жесткой ответной реакции.

Одна феминистка из Южной Кореи, которая попросила не называть своего имени в этой статье, связалась со мной лично, чтобы поделиться опытом интернет-травли из-за публичной критики BTS в Твиттере за то, что группа ничего не сделала для ЛГБТ-сообщества в Южной Корее, но тем не менее использует про-ЛГБТ имидж как маркетинговую стратегию, чтобы привлечь фанатов по всему миру.

“[Когда я сделала это] АРМИ говорили вещи вроде “убей себя” и “что ты сделала лучше, чем BTS”, — говорит она, объясняя, что такая жесткая реакция фанатов BTS была главной причиной, почему она не решилась публично раскрывать свое имя в этой статье. Другая феминистка в твиттере пожаловалась: “Те, кто произнесли речь в ООН, известны мизогинными поступками”. Она добавила, что “только кореянки знают, что у группы такая репутация”.

С явной государственной поддержкой успех BTS распространился за пределы Южной Кореи. Правительство в Сеуле, например, поддержало BTS как ещё один успешный пример так называемой “корейской волны” — распространения южнокорейской поп-культуры на международный уровень.

Администрация Мун Чжэ Ина активно продвигала кей-поп слушателям по всему миру. Во время Зимних Олимпийских Игр в Пхенчхан в феврале 2018 года, правительство пригласило кей-поп группы и певцов для выступления на церемониях открытия и закрытия. В мае, президент Мун даже написал твит с поздравлением группы BTS, когда та возглавила чарт Billboard 200.

“Молодые люди по всему миру получают надежду и смелость от песен BTS, их танцев, мечтаний и страсти”, — написал Мун в своём твите. И почти сразу после речи группы в ООН заместительница официального представителя первой леди Южной Кореи Ким Чжон Сук, Го Мин Чон, сообщила главной газете страны “Chosun Ilbo”: “госпожа Ким Чжон Сук гордится BTS и поздравляет их от всего сердца”. ООН, казалось, были абсолютно не в курсе прошлого BTS до того момента, когда они отправили приглашение для группы выступить с речью. При расспросах о речи BTS, два разных спикера ООН, генеральный секретарь Антониу Гутерриш, выступавший с речью на том мероприятии и автор Generation Unlimited, ответил фразами “кто такие BTS?” и “что такое BTS?”, и даже после того, как он услышал объяснение того, кто же такие BTS, спикер продолжал задавать всё те же вопросы, “кто такие BTS?” и “что такое BTS?”; и Джорджина Томпсон, медиа-консультантка ЮНИСЕФ в Нью Йорке, отказалась отвечать на вопросы, ссылаясь на ранние скандалы с участием группы, касавшиеся женоненавистничества. ЮНИСЕФ в Корее, организовавшие появление BTS в ООН по крайней мере со слов части корейских СМИ, не ответили мне ни на один из множества моих запросов о комментарии за неделю.

“Если бы ООН и ЮНИСЕФ были в курсе типичных выходок BTS, то знали бы, что группа — не лучший выбор в качестве спикера для того, чтобы помочь запустить программу”, — заявила Пак Чжу Ён, южнокорейская студентка Колледжа Бернард и страстная фанатка к-поп.

Этот комментарий отражает различия в том, как воспринимают BTS: с одной стороны, международная фанбаза, государство Южной Кореи и международные организации, такие как ООН и ЮНИСЕФ, и с другой стороны — южнокорейские феминистки.

“Дискриминация женщин существует в нашей повседневной жизни в Корее”, — говорит Ким Гён Мин, 17-летняя АРМИ из Южной Кореи, которая, несмотря на любовь к BTS, думает, что выбор группы в качестве спикера — неудачный выбор со стороны ООН.

“Я чувствовала себя обманутой [во время произнесения речи]”, продолжает Ким. “Я спросила себя, ‘Почему он говорит?’ Я не могу поддержать то, что группа, у которой неоднозначная репутация из-за мизогинии, выступает с речью, где призывает молодежь любить себя”.

Обложка: Окруженный другими участниками своей группы, RM выступил в ООН 24 сентября, чтобы поддержать запуск Generation Unlimited. (Кадр из видео, загруженного ЮНИСЕФ на YouTube)

--

--

Объединение Лабрис

Радикальный феминизм и здравый смысл.