Навязчивые грёзы

--

Навязчивые грёзы (англ. maladaptive daydreaming) ― интенсивная мыслительная активность, направленная на фантазирование и продумывание разнообразных сюжетов и миров. Этот термин вошел в научную литературу благодаря профессору клинической психологии Эли Сомеру, который предложил ему следующее определение:

“Расстройство, которое характеризуется погружением в фантазии и может прогрессировать в психологическую зависимость от них, причём фантазии настолько интенсивны и “реальны”, что человек может проводить в них до нескольких часов в день, что вызывает стресс и препятствует нормальной жизни” [1].

Некоторые люди узнают в определении навязчивых грёз свой собственный опыт, создавая себе новую коллективную идентичность. Иногда признаки навязчивых грёз обнаруживаются у людей, которые уже проходят лечение от различных расстройств, от тревожности до шизофрении.

Навязчивые грёзы определяются следующими чертами:

а) люди с навязчивыми грёзами открывают в себе способность к причудливым фантазиям ещё в детстве;

б) для погружения в это состояние нужно личное пространство, важную роль играют движения и воздействие музыки;

в) некоторые люди с навязчивыми грёзами говорят о своей постоянной борьбе с негативным опытом из детства или о продолжительных социальных и эмоциональных трудностях;

г) эта успокаивающая активность может прогрессировать во вредную ментальную привычку.

Комментаторки под видео на ютубе делятся историями о том, как музыка помогает им в фантазиях

Сценарии навязчивых грёз часто связаны с компенсирующими темами, включающими фантазии об эмоциональной поддержке и признании общества. Ловушка навязчивых грез ― это замкнутый круг: они помогают человеку отвлечься от стресса, но тут же приводят к переживаниям из-за потерянного времени, и от этого напряжения человек “спасается” новыми фантазиями.

Люди с навязчивыми грёзами говорят, что их фантазии ― интенсивное погружение в постоянно развивающиеся “личные миры”. Приведём отрывки из рассказов опрошенных об их навязчивых грёзах:

“В моих фантазиях есть 35 определённых персонажей. Они со мной с самого детства. Я не могу вспомнить время, когда я был(а) бы в одиночестве. Они всегда были со мной. Все мои фантазии концентрируются вокруг этих 35 персонажей. Они живут в вымышленном городе”.

***

Мои фантазии основаны на телешоу, которое я увидел(а) в 10 лет. […] Это происходит со мной в течение более 30 лет. Случалось, что мои грёзы продолжались целыми днями. Многие ночи я заставлял(а) себя не спать, чтобы заняться своими грёзами.

***

“Это мешает мне взаимодействовать с реальным миром и реальными людьми. Мои отношения с семьёй ухудшаются, потому что я просто закрываюсь в своей комнате. Мои оценки становятся хуже. Я не могу сконцентрироваться на учёбе. Я много пропускал(а) школу, чтобы просто побыть в своём мире” [2].

Авторка тамблер-блога объясняет терминологию, сложившуюся в “коммьюнити” навязчивых грез: “параме“— это воплощение самой фантазирующей в ее фантазиях, “главный пара” — просто любимый персонаж.

Наиболее частыми формами расстройств, сочетающихся с навязчивыми грезами, являются СДВГ, тревожные расстройства, депрессия и обсессивно‐компульсивное расстройство. Клиническая картина такова: навязчивые грезы часто обеспечивают бегство от угнетающей жизни и часто описываются как реакция на травматические события, из-за чего становится возможным рассматривать их с точки зрения психопатологических категорий ― как симптомы диссоциации, нарушения внимания и поведенческой зависимости [3].

Так, одно из исследований [4] выявило больший риск появления навязчивых грез у девушек, которые пережили сексуальное насилие в детстве, причем больший настолько, что исследователи предложили использовать это как отличительную особенность психологического портрета жертв насилия. Также в этом исследовании была выявлено, что навязчивые грезы идут под руку с социофобией, социальной изоляцией, депрессией и тревогой, эти проблемы есть и у девушек без навязчивых грез, но у тех, у кого грезы есть, выявлена более высокая степень подобных расстройств. Это сходится с существующими предположениями о взаимосвязи между навязчивыми грезами и психосоциальными нарушениями. Таким образом, навязчивые грезы могут являться защитным механизмом.

“Да, я понимаю, что навязчивые грезы опасны, но шлифовать и структурировать мои выдуманные миры и проводить в них каждую секунду так секси”

В другом исследовании [6] было выявлено, что грезы отвлекают людей от их болезненных воспоминаний, помогают регулировать болезненные эмоции. В частности, люди представляли идеализированную версию своей семьи, жизнь какой-то другой семьи и даже улучшенную версию своих нынешних отношений. Воображение становится источником утешения для тех, кто упустил возможности развития из-за пережитого в детстве жестокого обращения и пренебрежения родителей. Но в основном участники представляли совсем не идеализированный мир: около 66% опрошенных сообщили, что их навязчивые грезы удовлетворяют потребность в погружении в эмоциональные страдания. Фантазии о смерти, насилии (как в роли преступника, так и в роли жертвы), жестокой мести и пленении были наиболее частыми.

Почему люди, пережившие травму, добровольно включаются в эмоционально болезненные фантазии? Исследователи предполагают, что мазохизм ― это посттравматический диссоциативный защитный механизм. Люди с историей эмоционального насилия в детстве развивались под постоянной угрозой нападения на их самооценку и чувство безопасности: самовоспроизведение эмоциональных страданий может представлять собой попытку вернуть себе контроль.

Пережитое в детстве эмоциональное насилие среди опрошенных оказалось ассоциировано с фантазиями о смерти, физическом насилии в качестве жертвы, пленении и последующем спасении. Детский опыт сексуального насилия коррелировал с фантазиями о сексуальном насилии в роли жертвы. Дети, выросшие в семьях с неглектирующими родителями, развивали фантазии о мести. Участники, подвергавшиеся в детстве физическому насилию, сообщали о своих фантазиях о пленении. Исследователи пришли к выводу, что травмы, вероятно, побуждают использовать фантазии в качестве источника утешения и надежды; грёзы позволяют пережить нереальные, но желанные ситуации господства, мести обидчикам, но также и направленной на себя агрессии [6].

Некоторые исследователи считают навязчивые грезы видом зависимости. Грезы приносят так много эйфорической радости, что люди хотят как можно быстрее вернуться в мир мечтаний. Некоторые сообщают о непреодолимом желании погрузиться туда сразу же после пробуждения или о желании продолжать фантазировать, когда их прерывают (также при прерывании отмечаются всплески негативных эмоций, иногда до открытой агрессии). Исследователи отмечают, что такие люди обычно не могут контролировать свои фантазии и время, которое на них отводится. Таким образом, по симптоматике навязчивые грезы действительно совпадают с поведенческой зависимостью [5].

Женщина иронизирует над своим опытом: поскольку грёзы не поддаются контролю, они посещают её не в свободное, а в учебное время.

Из исследований и описаний опыта девушек с навязчивыми грезами можно вывести, что эта ситуация распространена среди травмированных людинь, а так как все женщины в той или иной степени травмированы патриархатом, навязчивые грезы и патологический уход в свои мечтания часто встречаются в психологическом портрете женщины. Идеализированный мир, где мужчины не враги, а женщины способны вести нормальную жизнь, или же темные фантазии о страданиях, рожденные посттравматическим самоповреждением и стокгольмским синдромом ― оба этих механизма “выключают” женщину из реальной жизни, но становятся для неё источником радости (возможно, единственным).

Рост диагностированных случаев навязчивых грез, часто встречаемые диссоциативные защитные механизмы возможно, коррелируют с тем, что неопатриархату выгодно максимально дистанцировать женщин от реальности, подсадить их на особую форму зависимости, чтобы ослабить их и их борьбу. Навязчивые грезы, осознанные сны и другие методы побега от реальности поощряются, а вызванная ими радость становится предметом для зависти тех, кто так фантазировать не умеет. Девушки, страдающие от болезненности патриархального мира, даже не пытаются бороться с ним, а просто уходят в мечтания, где всё гораздо лучше.

Навязчивые грезы и феминизм

Навязчивые грезы попали в поле зрения радикальных феминисток сравнительно недавно, первой внимание на эту проблему обратила женщина под ником Matriarchangel. Любые попытки критического анализа навязчивых грез вызывают бурную эмоциональную реакцию и сопротивление не только самих страдающих от навязчивых фантазий, но и интернет-феминисток:

Среди твитов, написанных в рамках флешмоба #еслибынефандом, в котором девушки-подростки и женщины рассказывали, как грезы и фантазии улучшили их жизнь, спасли от самоубийства можно встретить оскорбления феминисток и обвинения их в “душнильстве”. Девушки отрицают связь грез о выдуманных мирах и их негативных последствий: инфантилизацией, потерей социальных контактов, трудностями в учебе и работе.

В англоязычном сообществе навязчивые грезы не рассматриваются как проблема феминизма, однако стоит рассмотреть отношение к грезам в популярной соцсети tumblr. Среди пользовательниц распространено мнение, что навязчивые грезы — копинг-механизм и способ справиться с проблемами; они также связывают грезы с аутизмом, СДВГ и пограничным расстройством личности.

Женщина сравнивает беспокойство по поводу навязчивых грез с беспокойством по поводу специальных интересов у людей с расстройствами аутистического спектра, и считает, что оба эти явления одинаково безвредны.

Навязчивые фантазии отличаются от обычных тем, что заменяют мечтательнице реальный мир, кажутся чем-то более важным и интересным. Людини с этим синдромом могут часами воображать себе разнообразные истории и сюжеты, при этом двигаться, разговаривать и даже пытаться изображать собственных персонажей.

Мечтательница может фантазировать часами, даже целыми днями, забывая о пище и гигиене. Страдающие от навязчивых грез отмечают, что окружающие воспринимают такое поведение как лень, хотя на самом деле мечтательница иногда физически не может встать с постели. [7]

Другой способ погружения в грезы — это повторение одних и тех же простых действий: можно раскачиваться, перебирать предметы, ходить по кругу или отправляться на долгие, бесцельные прогулки. Нередко мечтательницы натыкаются на предметы, неаккуратно переходят дорогу и могут даже не заметить опасного препятствия на своем пути. Из-за постоянного отключения от реальности мечтательницы не только пренебрегают личной гигиеной, но и совершенно перестают заботиться о своем здоровье, в т.ч. игнорируют начинающиеся заболевания. [8]

В подростковом возрасте погружение в мир навязчивых грез на долгие часы часто приводит к прогулам и большому отставанию в учебе, взрослые же мечтательницы нередко рискуют работой и социальными связями. Все уходит на второй план по сравнению с грезами, все дела откладываются или просто не выполняются, чтобы на фантазирование было как можно больше времени. Потребность во взаимодействии с реальными людьми снижается; как правило, подруги и родные не понимают, что такое навязчивые фантазии, отстраняются, и общение сводится к минимуму или вообще прекращается. Мечтательнице проще оставаться в одиночестве, чтобы не отвлекаться от грез.

Навязчивые грезы часто ведут к проблемам со сном ночью и, как следствие, к потере активности и производительности в дневное время. Постоянные фантазии — это бегство от реальности, а когда приходится возвращаться в настоящий мир, гора несделанных дел никуда не исчезает, а только увеличивается. В тяжелых случаях постоянные навязчивые мечтания могут привести к депрессии.

Однако, следует отметить, что навязчивые грезы не являются проявлением шизофрении, мечтательнцы отмечают, что фантазии — всего лишь фантазии, они не кажутся реальными, в отличие от галлюцинаций [9].

Как бороться с навязчивыми грезами?

Итак, навязчивые грезы — серьезная проблема. Они — препятствие между вами и жизнью вашей мечты. Для некоторых из вас, читательницы, это было очевидно ещё до нашего разбора; как и то, что витать в облаках — это не самый здоровый вид досуга; как и то, что нехватка серотонина в реальной жизни — явный признак проблем в окружающей действительности. Однако мы написали эту статью не только для того, чтобы подтвердить очевидное — навязчивые грезы существуют, поощрять их выгодно для неопатриархата, они — серьезная угроза для жизни женщины; помимо этого мы собираемся представить вам возможное решение проблемы.

Эффективность психотерапии в борьбе с навязчивыми грезами изучена плохо (в России и в ряде других стран это состояние даже не признано психическим расстройством), поэтому сложно сказать, какая помощь может быть полезна. Но если принять во внимание схожесть навязчивых грез с другими расстройствами и найти причину, которая послужила началом мечтаний, возможно построить примерный план действий по избавлению, именно так действуют многие психологи, работающие с этим состоянием. Проблема в том, что не у всех есть деньги на психологов, да и сами психологи часто не знают, что с вами делать. В таких случаях вполне можно помочь себе самой, если знать, как избавляться от зависимости.

Итак, что же делать, когда навязчивые грезы мешают жить?

  1. Отказаться от триггеров. Если вы страдаете от грез уже очень долго, то вы скорее всего знаете, что вызывает это состояние. Очень часто триггером является музыка, иногда это движение и какие-то стереотипные действия, реже — индивидуальные триггеры (запахи, звуки, та самая строчка из книги, которая заставила вскочить с кровати и навернуть три круга по комнате), которые работают только у вас. Если не получается выделить определенную вещь, постарайтесь обратить на нее внимание, когда навязчивые грезы накроют вас в следующий раз. Процесс отказа от триггеров индивидуален. Некоторые девушки полностью отказываются от прослушивания музыки в первые недели реабилитации, некоторые слушают музыку, лежа на кровати или еще как-то ограничивая возможность стереотипных движений, некоторым достаточно усилия воли для того, чтоб остановить свой улетающий в мечтания разум. Главное, чтобы вам самим было легче не сорваться в навязчивые грезы.
  2. Научиться контролировать свой разум. Женщины, страдающие от навязчивых грез, знают, что заставить свой мозг заткнуться — задача не из легких. Тотальность и постоянство мечтаний не позволяют делать даже обычные домашние дела без ненужных рассуждений, и иногда это пугает, приносит отчуждение от собственного тела, будто вы лишь героини какой-то игры. Решить эту проблему можно разными способами. Один из вариантов — медитации, которые помогают очистить разум, но в случае сильной зависимости они могут не сработать, так как даже усилием воли не получится вырезать из головы мысли о вымышленных героях. “Заземление”, фокусировка на предметах окружения (повторяя “я вижу свечу, она стоит на столе, я вижу стол, он белого цвета” и т.д.), тренировки внимания и другие психологические техники помогут обрести контроль над собой не только ради избавления от грез, но и ради того, чтоб лучше понимать свои мысли и совершенствоваться в рефлексии.
  3. Попытаться выделить первопричину. Для многих девушек это достаточно сложно, так как навязчивые грезы часто начинаются в детстве и ощущаются как что-то незыблемое и постоянное. Вы можете просто не помнить себя до навязчивых грез. Но понимание причины поможет вам дистанцировать себя от нее и избавиться от грез гораздо легче и быстрее. Даже самые продуманные медитации и усилия воли, которым позавидуют буддийские монахи, могут быть сведены на нет, если вы все еще живете во враждебном окружении. Четкое осознание причины поможет не убегать от нее в мечтания, а строить такие же четкие планы по побегу в реальности.
  4. Вести дневник восстановления. Мы знаем, как вы любите творить. Может быть, навязчивые грезы даже помогали вам писать интересные зарисовки, рисовать невероятные ракурсы, переживать захватывающие мгновения, грезы могли служить источником вдохновения, который вы боитесь потерять. Дневник поможет в том, чтоб продолжить творить, не полагаясь на мечтания. Чувствуете себя ужасно после отказа от любимой музыки? Нарисуйте свои чувства, используя цвета и линии, идущие из сердца. Не можете проработать появившуюся идею без навязчивых грез? Попробуйте описать ее, набросать план реализации. Думаете о плюсах и минусах избавления от грез? Напишите об этом во всех подробностях. Срывы, мысли, сожаления — все это можно записать и следить за процессом, попутно избавляясь от напряжения. Как только вы поймете, что творчество больше не живет только в вашей голове (существует только для вас), но перешло на бумагу, встало на путь реализации, стало связано с лично вами, а не с героями в голове, вам станет гораздо легче творить действительно интересные и важные вещи.

Как и все процессы по избавлению от зависимости, избавление от навязчивых грез — сложная и напряженная дорога, с которой вы, скорее всего, несколько раз свернете. Возможно, вы услышите песню-триггер в торговом центре и не успеете проконтролировать себя, возможно, ваше окружение вновь погрузит вас в болото самоненависти и страха за будущее, и вы начнете мечтать, чтоб не навредить себе. Такие срывы практически неизбежны — так глубоко НГ укореняются в психике. Очень важно описать свои чувства до и после срыва (см. пункт “вести дневник восстановления”), это поможет глубже осознать причину и построить мотивацию больше не мечтать. Помните, что ваше восстановление в ваших руках, и вы действительно способны справиться с любыми вывертами психики.

Женщина рассказывает о том, что в сравнении с ее грезами любая другая активность кажется ей блеклой: хотя она и научилась их контролировать, она часто подавлена из-за невозможности заниматься чем-то другим с равным интересом.

После нескольких дней/недель попыток реабилитации вам может стать очень грустно. Вы оставляете позади героев своих грез, дорогих вам людей, возможно даже любимого человека. Вы отказываетесь от миров, которые были с вами на протяжении всей жизни, которые были вашим комфортом, когда все вокруг враги. Может быть, у вас даже сложится ощущение, что вы уходите от своего счастья, единственно возможного счастья в вашей ситуации. Но вы должны помнить, что это ложь. Любимые люди и миры существуют лишь в вашем сознании, пока возможности построить отношения и на самом деле комфортное окружение проходят мимо вас. Взрослые люди, застрявшие в грезах еще с детства, болезненно жалеют о пропущенной жизни, о том, что могло бы быть, если бы они не игнорировали реальность. Возможно, настоящая подруга была бы у них не в голове, а в жизни, но для этого нужно было общаться с людинями. Возможно, квартира в столице существовала бы в реальности, но для этого нужно было работать, а не мечтать по шесть часов в день. Возможно, они бы давно съехали от абьюзивных родителей, но вместо этого они лишь представляют жизнь без них. Ложь всегда проигрывает реальности, и вы обязательно выиграете у своих навязчивых грез.

Ссылки

  1. https://www.somer.co.il/images/MD/2018_case_Somer.pdf
  2. https://www.somer.co.il/images/docs/2016_Bigelsen_et_al_MD_under-researched_Dx.pdf
  3. https://www.somer.co.il/images/MD/2020_MD_DID_Ross.pdf
  4. https://www.somer.co.il/images/MD/2019_Abbu_Rayya_Somer_Knane-MD-CSA.pdf
  5. https://www.somer.co.il/images/MD/2018_Polish_MD_case_stdy.pdf
  6. https://www.somer.co.il/images/MD/2020_Childhood_Trauma_and_MDFantasy_Themes.pdf
  7. https://batenka.ru/resource/med/daydreaming/
  8. https://studybreaks.com/thoughts/maladaptive-daydreaming-dangers-and-info/
  9. https://ru-psiholog.livejournal.com/8192218.html

--

--

Объединение Лабрис
Объединение Лабрис

Written by Объединение Лабрис

Радикальный феминизм и здравый смысл.

Responses (2)