Эскапизм

Наше Объединение подготовило масштабный цикл статей о культуре фандомов. Невозможно осмыслить их место в современной жизни без понимания механизмов эскапизма. Эскапизм многогранен, и в нашей вводной статье будет рассматриваться как стиль жизни. Мы поговорим о его причинах и возможных последствиях для ментального здоровья.

Иллюстрация: Объединение “Лабрис”

Есть вещи, от которых хочется убежать… голод, жажда, нищета, боль, печаль, несправедливость, смерть. И даже когда люди не встречают столь жестоких испытаний, есть существующие с древности ограничения, от которых волшебные сказки предлагают возможность ухода, есть старые, как мир, стремления и желания (лежащие у самых корней фантазии), которые они неким образом удовлетворяют, утешая.

Дж. Р. Р. Толкин

Не существует такого человека, который никогда не мечтал. Воображение — это базовая особенность человеческой психики, без него невозможно творчество, планирование, обучение, да и любая деятельность. Воображение же лежит в основе эскапизма, стремления уйти от реальности в мир фантазий. Почему же в таком случае об эскапизме говорят в негативном ключе?

Эскапизм — понятие, достаточно часто используемое как в обыденной речи, так и в литературе, но определяемое по-разному. Обычно эскапизм рассматривают как мировоззрение или стиль жизни, при котором реальные события и отношения становятся менее значимыми, чем воображаемые. На данный момент влияние эскапизма на человека и общество остается недостаточно изученным.

Что же заставляет всё большее количество людей выбирать эскапизм? Для начала, стоит обозначить: никто не бежит оттуда, где хорошо и понятно. То есть, сложные жизненные условия, стресс — важны для формирования тяги к “уходу”.

Так, например, узник концлагеря, известный психотерапевт Виктор Франкл, описывая свой опыт и опыт других заключенных, вспоминал, что в заключении его спасали воспоминания о прошлом, фантазирование о приятных аспектах жизни. Он утверждал, что отсутствие смысла является главным стрессом для человека, и от того, получится ли его найти, зависит успех терапии. Его метод “аутогенной тренировки” побуждал пациентов абстрагироваться от реальности чтобы избежать суицидальных мыслей. В дальнейшем Франкл назвал подобное бегство от реальности “экзистенциальным эскапизмом”.

При этом авторы большинства концепций стресса, например, Лазарус и Фолкман в своей “Транзактной теории стресса”, обращают внимание, что для его возникновения достаточно предвидения угрозы, а не факта столкновения с ней. То есть предчувствие угрозы, тревожность может быть таким же фактором стресса, как и сама угроза.

Итак, если эскапизм позволяет выживать в экстремальных условиях, значит ли это, что если их не будет, не будет нужен и эскапизм, и человек вернется к привычному образу жизни? Но почему тогда так много выбирающих эскапизм людей в безопасных на первый взгляд условиях?

Для женщин главным стресс-фактором является изначально враждебное к ним общество.

Женщины как класс угнетены мужчинами. Это угнетение распространяется на все сферы личной и общественной жизни, и они вынуждены жить в постоянной неопределенности и предчувствии угрозы, даже в собственных домах, которые изначально должны защищать от опасностей. Эскапизм в таких случаях может служить как для отрицания самой системы угнетения, так и для облегчения последствий столкновения с этой системой.

Эскапизм не позволяет женщинам повлиять на вызывающие стресс обстоятельства. Рабское мышление и выученная беспомощность, сформированные у каждой женщины, способствуют тому, что уход в мир фантазий становится доступным ,удобным и предпочтительным путем справиться с дискомфортом.

Мужское господство и накладываемые системой социального контроля ограничения — не только основной источник стресса в жизни женщин, но и главная причина, по которой женщины не могут организованно и эффективно бороться за свое благополучие и независимость. Привлекательный выход из такой ситуации — побег от реальности.

По статистике, среди женщин распространены депрессия, тревожное расстройство, то есть те заболевания, которые можно связать с травмой от патриархального воспитания. Сами женщины часто признаются, что эскапизм — единственное занятие, «помогающее выжить».

Женщина делится опытом того, как эскапизм, по ее мнению, помог ей в жизни
Другая женщина рассказывает о своем спасении через эскапизм

Определенным образом это похоже на то, как к эскапизму обращались узники концлагерей. Однако, разница между этими двумя социальными группами есть, и довольно существенная: узники против своей воли оказались в крайне опасной и тяжелой обстановке, они не могли ничего предпринять для улучшения своего состояния, но при этом стремились освободиться и вернуться к привычной свободной жизни.

Еще одна женщина уверена в том, что свобода — это рабство

Для эскаписток же сама жизнь кажется непреодолимо тяжелой, лишенной смысла, а усилия по ее улучшению — заведомо тщетными и даже вредными, т.к. по их мнению это лишит их “креативности и индивидуальности”.

Из-за подобного мышления их ментальные болезни остаются без должного внимания и лечения и прогрессируют, и вот уже каждое возвращение к реальности травмирует, а отсутствие социальных контактов ведет к усугублению самоизоляции. Иными словами, эскапизм — это когда мы горстями пьем обезболивающие таблетки, предпочитая не думать о том, что у нас в голове топор.

Наглядная иллюстрация того, как женщина готова тратить время и силы на побег от проблем, но не на их решение

Эскапизм — питательная среда для культивации патологических состояний, например, навязчивых грез — интенсивной мыслительной активности, направленной на фантазии о вымышленных мирах (подробнее об этом явлении можно прочитать в статье «Навязчивые грезы»). Навязчивые грезы повышают риск развития суицидальных наклонностей [1, 8]. Эскапизм “становится опасным с психической, социальной и даже физиологической точки зрения” [11]. Погружение в грезы,которое поначалу дарит успокоение, со временем полностью поглощает женщину и становится единственным источником удовлетворения потребностей в общении и комфорте. Очень важно разделять свою личность и свои увлечения. Способность и желание фантазировать должны помогать разнообразить жизнь, а не заменить ее полностью.

Эскапизм не считается психическим отклонением или заболеванием. В умеренных формах он необходим для психологической разрядки. Однако, его крайние проявления могут снижать качество жизни человека.

Женщины, помните: эскапизм может стать временной успокоительной мерой лишь в том случае, если помимо него вы уже предпринимаете какие-то действия, чтобы снизить оказываемое на вас общественное давление. Как способ существования или мировоззрение же он неэффективен и даже опасен! Это особенно относится к людям с ментальными заболеваниями. Эскапизм усугубляет чувство неудовлетворенности, фиксация на каком-либо продукте массовой культуры (или собственной фантазии) может вызывать проблемы в общении, только продляя одиночество и фрустрацию.

Подробнее об одиночестве мы поговорим в следующей статье цикла, где разберем одну из самых популярных форм эскапизма — уход в фандомы.

Список литературы

  1. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
  2. Reed L. Why Escapism can be Harmful // welldoing.org. — 2017. — URL: https://welldoing.org/article/why-escapism-can-be-harmful (access date: 26.07.2021).
  3. Литинская Д.Г. Новые стратегии экзистенциальных выборов в мире современного мегаполиса: эскапизм // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 9. С. 79–84
  4. Литинская Д.Г. Истоки эскапизма как культурной тенденции современности: виртуализация реальности в конце ХХ века // Научное обозрение. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 5. С. 94–100
  5. Литинская Д.Г. Феномен экзистенциального эскапизма в современной культурной ситуации // Вопросы культурологии. 2012. №4. С. 45–49
  6. Литинская Д.Г. Типы современного эскапизма и дифференциация феномена экзистенциального эскапизма от близких ему явлений // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2010. № 126. С. 157–162
  7. Литинская Д.Г. Модус современной культурной ситуации как фактор формирования новых стратегий социализации: феномен эскапизма // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры. Материалы XII чтений памяти Л.С.Выготского / РГГУ, Междунар. конф. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2011. С. 41–45
  8. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000.
  9. Султанова А. В. Согласованность копинг-стратегий, направленности личности и эмоционального самочувствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2009. — С. 295–296. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soglasovannost-koping-strategiy-napravlennosti-lichnosti-i-emotsionalnogo-samochuvstviya/viewer (дата обращения: 26.07.2021).
  10. Теславская О.И., Савченко Т.Н. Субъективное качество жизни и психологическая адаптация у лиц с низким, средним и высоким уровнем эскапизма // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 162–176. doi:10.17759/exppsy.2019120212
  11. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере //Издательство “Альпина Нон-Фикшн” — 2017
  12. Шапинская Е. Н. Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности // Культурологический журнал. — 2013. — С. 19. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eskapizm-v-kiberprostranstve-bezgranichnye-vozmozhnosti-i-novye-opasnosti/viewer (дата обращения: 26.07.2021).

--

--

Объединение Лабрис

Радикальный феминизм и здравый смысл.